Кляммер, или кляймер, представляет собой металлическую Z-образную скобу, которая используется для крепления панелей вагонки к деревянной обрешетке. Поскольку вагонка представляет собой достаточно дорогой вариант облицовки стен, то для пользователя имеет большое значение внешний вид панелей материала. Именно крепление вагонки кляммерами и позволяет скрыть все крепежные элементы от постороннего взгляда.
Виды крепежных изделий
Выпускаются следующие разновидности кляммеров:
- Под евровагонку: они имеют размеры 20х90 мм, что соотвествует стандартной высоте панелей.
- Для крепления вагонки, имитирующей плоский брус: отличаются увеличенным числом крепежных отверстий.
- Усиленные, для крепления вагонки в углах и других проблемных местах. От обычного исполнения они отличаются наличием зубцеобразной контактной поверхности. При монтаже входят в материал панелей и усиливают его от возможного сдвига.
- Под пластиковую вагонку. Их характерным отличием является подвижность, поскольку такие кляммеры вставляются в П-образные пазы фиксирующих реек и могут передвигаться по ним, в зависимости от конкретных особенностей установки вагонки.
Материалы и технология производства
Для изготовления изделий используется металлическая лента или полосовой алюминий. Цена алюминиевых кляммеров, естественно, выше, чем стальных. Но в случаях, когда вагонка монтируется по обрешетке гипсокартонной перегородки, какой вариант может оказаться единственно возможным. Дело в том, что деревянная вагонка, монтируемая с применением стальных кляммеров, может резко увеличить нагрузку на гипсокартонные листы, и они могут потерять свою устойчивость.
В большинстве случаев толщина изделия не превышает 0,5-1 мм, и только усиленные кляммеры производятся толщиной 1,5 мм.
Технологически процесс производства включает в себя многопозиционную холодную штамповку на автоматических прессах с автоподачей исходного материала. Последовательно выполняются следующие этапы:
- пробивка крепежных отверстий;
- надрезка выступа с предварительной гибкой скобы;
- окончательная гибка;
- вырубка по контуру (если штамповка ведется с отходом) или отрезка готовой детали от полосы.
Для обеспечения хорошего качества готовых изделий применяют холоднокатаный калиброванный прокат. Для варианта с безотходной штамповкой кромки должны быть обрезными. После штамповки стальные кляммеры подвергают холодному цинкованию, чтобы придать конечной продукции антикоррозионные свойства. Алюминиевые кляммеры для вагонки иногда анодируют.
Эксплуатационные достоинства
По сравнению с креплением панелей гвоздями или саморезами, кляммер для вагонки обеспечивает следующие преимущества:
- Исключается возможность растрескивания исходного материала в процессе его присоединения к деревянной обрешетке.
- Нет необходимости шпаклевать или маскировать каким-то иным способом торцы головок крепежа. Правда, иногда, например, при отделке помещения в деревенском стиле, такие головки специально оставляют видимыми, чтобы придать комнате своеобразный колорит.
- Отсутствует опасность образования трещин, которые вероятны, если гвоздь или саморез вгонять в пересушенную древесину.
- Для ПВХ-вагонки появляется возможность оперативного перемещения или замены отдельных панелей.
- Прочность и эстетика крепежа не зависят от квалификации установщика вагонки.
Кроме того, использованные панели, которые когда-то прикреплялись кляммерами, можно извлечь и переустановить. Панели же, однажды прибитые гвоздями или привинченные саморезами, будут иметь отверстия.
Определение нужного количества крепежей
К явному недостатку кляммеров необходимо отнести повышенную цену на них. Это обуславливает точный расчет потребности в данных изделиях. Расход кляммеров зависит от принятого шага обрешетки и длины панелей.
Последовательность расчета:
- установить длину панели вагонки;
- замерить шаг обрешетки (его обычно принимают от 400 до 600 мм);
- разделить первое значение на второе, и к полученному результату прибавить единицу;
- умножить получившееся число на общее количество панелей, которые предполагается использовать для обшивки помещения;
- узнав, сколько кляммеров вмещает одна стандартная упаковка (чаще всего это 100 шт.), можно выяснить необходимое число упаковок.
Испортить кляммеры в процессе их установки довольно сложно. Единственно, что для исключения повреждения рабочей плоскости детали добивание крепежных гвоздей стоит выполнять при помощи притупленного крена или специального добойника.
Кляммер не поможет лишь тогда, когда устанавливается последняя в ряду панель вагонки. Здесь придется воспользоваться саморезами или гвоздями, а торцы шляпок либо аккуратно зашпаклевать, либо прикрыть декоративной планкой.